Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанный с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1
Утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года, согласно которой даны следующие разъяснения.
Какие дела рассматриваются?
С учетом обстоятельств дела, мнений участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъекте Российской Федерации, суд вправе самостоятельно принять решение о рассмотрении в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции, дела, не относящегося к категории безотлагательных.
Кроме того рассматриваются дела в порядке приказного и упрощенного производства, дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если их участие при рассмотрении дела не является обязательным, жалобы, представления, подлежащие рассмотрению без проведения судебного заседания, вопросы, для рассмотрения которых не требуется проведение судебного заседания (например, вопросы об исправлении описок, опечаток, явных арифметических ошибок в решении суда).
Влияние «нерабочих дней» на процессуальные сроки
Нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день, сроки исковой давности протекают в «обычном» режиме.
Сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством
Может ли суд признать случившуюся пандемию обстоятельством непреодолимой силы или основанием прекращения обязательства в связи с невозможностью его исполнения?
Существование непреодолимой силы должны установить с учётом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника). Соответственно, если суд признает существование обстоятельств непреодолимой силы, можно говорить об освобождении от ответственности.
Если обстоятельства непреодолимой силы привели к полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательства, то такое обязательство прекращается полностью или в соответствующей части (ст. 416–417 ГК).
Как разграничить административную и уголовную ответственность за фейки (ч. 10.1 и 10.2 ст. 13.15 КоАП и ст. 207.1 и 207.2 УК)?
Административная ответственность – только для юридических лиц. В КоАП для них есть штрафы от 1,5 млн до 5 млн руб. с конфискацией или без. А к уголовной ответственности привлекают граждан, в том числе должностных лиц и руководителей юридического лица. Ст. 207.1 и 207.2 УК предусматривают штрафы от 300 000 до 1,5 млн руб., обязательные, исправительные работы или лишение свободы до трех лет (в зависимости от последствий).
Ответственность наступает за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в том числе об обстоятельствах распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, и (или) о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.
Привлекут ли к ответственности за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности?
Граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ за нарушение обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые утверждаются как Правительством РФ, так и субъектами РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения.
Кто может составлять протоколы за нарушение введенных правил поведения (ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП)?
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ это:
– те, кто указан в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП (утвержден Распоряжением Правительства от 12 апреля 2020 г. № 975-р). В списке – полиция, МЧС, нацгвардия и многие другие;
– должностные лица органов исполнительной власти субъектов.
Кому грозит новый штраф в 40 000 рублей?
1 апреля внесены поправки в Кодек об административных правонарушениях РФ об увеличении штрафов за нарушение санитарно-эпидемиологических мер, которое повлекло угрозу распространения заболевания (ч. 2 ст. 6.3 КоАП). За это правонарушение гражданам теперь грозит штраф от 15 000 до 40 000 руб.
Верховный суд разъяснил: штрафовать по этой норме нужно тех, кто не соблюдает обязательный карантин.
Например, по этой статье нужно квалифицировать действия граждан, которые вернулись в Россию из других стран, но нарушили условия карантина и вышли из дома раньше положенного срока (14 дней). Также штраф грозит тем, кто контактировал с зараженными коронавирусом, но проигнорировал обязательные в таких случаях ограничения, уклоняется от лечения опасного инфекционного заболевания.
Вместе с тем Верховный Суд призывает суды выбирать размер штрафа исходя из принципов справедливости и соразмерности наказания.